Казанских вертолетостроителей выведут из финансового «дефолта»


Деловая электронная газета Татарстана Бизнес Online

В конце 2017 г. один из основных российских производителей вертолетной техники — Казанский вертолетный завод (КВЗ, входит в холдинг «Вертолеты России») оказался в состоянии фактического банкротства. Предприятие получило миллиардные убытки и банковские долги, его стали покидать специалисты. О том, как КВЗ будет выходить из сложившегося кризиса, к каким реформам готовится и какие строит производственные планы, в интервью татарстанскому интернет-изданию «Бизнес Online» рассказал возглавивший завод год назад управляющий директор Юрий Пустовгаров.

По словам топ-менеджера, в 2017 г. КВЗ реализовал продукцию на 20,957 млрд руб., в 2018 г. — на 21,435 млрд руб. При этом убыток предприятия составил 2,333 млрд руб.

Как отметил Пустовгаров, вместо того чтобы еще в 2016 г. перейти на режим экономии, на заводе продолжили политику расточительства, видимо ориентируясь на будущие положительные показатели. "Затраты и расходы разогнали до такой степени, будто продолжали жить в золотом веке. А поскольку денег на это не было, брали кредиты и к 2018 г. подошли в состоянии фактического банкротства, — сказал руководитель. — У нас займов и кредитов на 31 млрд! Только процентов надо платить 2,5 млрд в год. На складах "железа" с просроченным сроком хранения — на 5 млрд; оно было куплено на индийский и прочие несуществующие контракты. А вообще запасов на складах — на 12 млрд".

Для улучшения финансового состояния завода вместе с управляющей компанией была разработана антикризисная программа. На 1,8 млрд руб. были снижены накладные и управленческие расходы и на 5,7 млрд руб. остановлены траты на стройки и инвестпроекты, связанные с переездом из Кировского района второй заводской площадки — все удалось разместить на существующих площадях. Были подняты два долгостроя — Ми-38Т и модернизированный "Ансат" (прототип ПТ5), который сейчас проходит программу летных испытаний.

Читайте также  Международную выставку HeliRussia перенесли на осень

"Мы поменяли отношения с заказчиками и беремся за все — ни от чего не отказываемся. В итоге 2019 г. у нас "упакован". Загрузка — в полтора раза больше, чем в 2018 г., — сказал Пустовгаров. — Видим около 30 млрд выручки и прибыль. Это 80–100 вертолетов (против 52 в 2018-м). Точное количество зависит от того, как будет упакована программа строительства вертолетов для Национальной службы санитарной авиации (НССА) — в два года (как хотели) или в три. Это глобальный проект, есть уверенность, что он пойдет".

Производственный оптимизм

Что касается производственной программы, то в прошлом году на КВЗ было собрано 16 "Ансатов", в 2019 г. должны построить не менее 40 вертолетов данного типа. В обозримом будущем эта цифра, по словам Пустовгарова, уменьшаться не будет. Как отметил топ-менеджер, тур "Ансата" по Юго-Восточной Азии показал, что эта машина потенциально конкурентоспособна, но ее надо доводить и устранять детские болезни.

"В этом году ПТ-5 летает с сертификацией Росавиации, но в перспективе мы видим и сертификацию ЕАSА, — сказал Пустовгаров. — ПТ-5 — это своего рода демонстратор технологий: на нем мы испытываем агрегаты, системы и конструкторские решения, которые хотим внедрить на серийных машинах". В текущем году "Ансат" будет представлен на авиасалонах во Франции (Ле-Бурже) и в Латинской Америке.

Также в 2019 г. на КВЗ планируется собрать 38 вертолетов семейства Ми8/17. А на МАКС-2019 завод намерен представить первый серийный невоенный Ми-38.

"Мы видим, что надо провести ряд мероприятий по доведению вертолета до характеристик, которые заложены в проекте. Тогда это будет бестселлер, — заметил глава КВЗ. — Мы с "Вертолетами России" сошлись в оценке, что до 2030 г. будет заказано примерно 200 машин. На 2019–2021 гг. уже есть твердый заказ на 21 Ми-38, половина из них — для госструктур".

Читайте также  Индийские специалисты прошли подготовку на вертолет Ми-171А2 в России

Что касается контракта на поставку 48 вертолетов Ми-17В-5 в Индию, о возможном подписании которого глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов сообщал в январе 2018 г., то Пустовгаров уверен: на фоне наведенного порядка в экономике завода этот заказ обязательно будет.

Централизация ОКБ

В 2019 г. холдинг, по словам Пустовгарова, закончит создание центра вертолетостроения России. В него войдут конструкторские бюро МВЗ имени М. Л. Миля, "Камов" и КВЗ. Главой центра станет генеральный конструктор холдинга, назначаемый указом президента.

"Бюджетирование и программы по опытным вертолетам упакованы в иерархию холдинга, потому что у заводов денег на это нет, — пояснил руководитель. — Это очень хорошая история для КВЗ, у которого тоже нет денег на разработку "Ансата". Что мы получим? Бюро никуда от нас не уедет, но мы создадим для него на КВЗ новую инфраструктуру".

14 февраля гендиректор "Вертолетов России" Андрей Богинский утвердил дорожную карту, в соответствии с которой к концу 2019 г. ОКБ КВЗ будет доведено по идеологии до уровня "Миля" и "Камова". Также утверждена новая структура казанского КБ, в котором впервые будет организовано опытное производство.

Тем не менее у завода еще остаются проблемы с авансированием. Например, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) заплатила КВЗ все авансы за 2019 г., частично — за 2020 г. А вот для выполнения проекта НССА завод будет кредитоваться в Сбербанке.

В целом по КВЗ "Вертолеты России" составили инвестплан на три года: на 2019-й — 3,718 млрд руб., на 2020-й — 3,251 млрд руб., на 2021-й — 5,651 млрд руб. В частности, в 2019 г. завод получил решение о создании в Казани центра компетенций по композитным лопастям для вертолетов всех типов.

Читайте также  Высокоскоростной вертолет SB-1 Defiant совершил первый полет

Оригинал: Юрий Пустовгаров: "Почему руководство КВЗ убивало экономику завода? До сих пор нет ответа"

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий